Facility management, клининг-менеджер, специалист по обслуживанию помещений. Эти новые понятия, для многих до сих пор неизвестные, обозначают практически 180 летнею историю развития клинингового бизнеса, которая начиналась с обычной уборки и выросла до комплексного управления зданиями. И что немаловажно, это направление продолжает развиваться, и во что эволюционирует этот бизнес еще через 100 лет покажет история.
Родиной первой клининговой компании является Англия. Именно здесь в начале 19 века появилась компания, предоставляющая услуги по уборке помещений.
А в 1834 году словосочетание «уборщик помещений» было запатентовано как отдельная профессия.
Там же в Англии в 1961 г. был организован Британский институт уборочных наук (BICS), который вскоре приобрел статус научно-исследовательского центра мирового значения.
Британский институт уборочных наук BICS является главным международным органом обучения и сертификации специалистов в области клининга.
Эволюция клининга шла параллельно с индустриальным развитием, развитием экономики и техническим прогрессом. Именно то, что клининг стал развиваться как самостоятельное направление, дало толчок к созданию специального оборудования и профессиональных химических средств для проведения эффективной уборки.
Сейчас во всём мире производится огромное количество оборудования и инвентаря для повышения эффективности работы в данной области. Крупные химические концерны в разных странах выпускают тысячи наименований профессиональных чистящих и моющих средств. Но в те далекие времена основным инвентарем для уборки была обычная ветошь, швабра и ведро, а из моющих средств – обычная вода. Иногда использовали абразивы, такие как влажный песок, влажная глина, древесная зола.
С развитием технологий появилось более сложное оборудование и чистящие средства. Заказчики стали более требовательны к качеству и эффективности уборки, выросла и конкуренция на рынке. Все эти составляющие способствовали развитию и усовершенствованию клинингового бизнеса. К уборке стали добавляться дополнительные услуги, такие как обслуживание лифтов, систем кондиционирования, канализации, отопления. Заказчики хотели получать комплекс услуг от одного поставщика, а не искать несколько компаний для различных видов работ.
Клиниг теперь не воспринимается как отдельно взятая услуга, это небольшое колесико в большом механизме, который предлагают сервисные компании для обслуживания предприятий.
И сейчас, компании, которые еще 100 лет назад предлагали услуги по уборке помещений, выросли в настоящих управляющих всей инфраструктурой здания, которые занимаются не только клинингом, но и берут на себя инженерное обслуживание здания.
Facility management — новое направление, которое только делает первые шаги в Украине, но уже около 40 лет активно развивается в Америке и Европе.
Для фасилити менеджмента характерно выполнение следующих функций:
1) управление потреблением – всем комплексом операций по оказанию услуг, связанных с использованием клиентами объекта недвижимости по его прямому назначению, а также дополнительных и сопутствующих услуг;
2) управление техническим обслуживанием и эксплуатацией;
3) управление капитальным ремонтом, модернизацией, реконструкцией и реставрацией;
4) управление перепрофилированием в связи с изменением целей управления или внешней среды;
Функциями фасилити-менеджера в соответствии с жизненным циклом организации являются:
1) участие при разработке проекта здания (комплекса зданий) с целью обеспечения соответствия конструктивных и планировочных особенностей здания его будущим функциональным обязанностям;
2) контроль обеспечения строительными организациями рациональной и комплексной конфигурации санитарно-технических систем и электрических сетей;
3) закупка мебели и оргтехнического оборудования, дизайн помещений, организация рабочих мест персонала;
4) рациональное размещение объектов общего пользования (столовых, мест отдыха и парковки) относительно рабочих мест и организация процесса их функционирования;
5) контроль обеспечения среды в организации, удовлетворяющей требуемым санитарно-гигиеническим нормам;
6) организация уборки помещений, текущей эксплуатации инженерно-технического оборудования здания;
7) контроль за рациональным использованием непроизводственных энергоресурсов;
8) обеспечение пожарной безопасности, а также безопасности персонала, материальных ценностей, know how путем защиты от внешних воздействий (шпионаж, вторжение посторонних лиц); контроль перемещений и доступа персонала к различным объектам;
9) реконструкция и перепланировка помещений в соответствии с требованиями повышения производительности труда, меняющимися архитектурными, техническими, санитарными и эргономическими стандартами;
10) организация проведения всех видов ремонтных работ и контроль их выполнения;
11) взаимодействие с государственными и муниципальными структурами, выполняющими контрольные функции по отношению к организации;
12) контроль расчетов за коммунальные услуги, услуги внешних сервисных служб;
13) создание имиджа организации (экстерьер и интерьер здания, благоустройство прилегающей территории);
14) подготовка проведения конференций, включая организацию встреч и размещения участников;
15) руководство переездом персонала и оборудования.
В настоящее время в развитых странах рынок управления недвижимостью крайне специализирован и делится на несколько видов: фасилити-менеджмент (facility management, или FM), билдинг-менеджмент (building management, или ВМ), проперти-менеджмент (property management, или PM), эссет-менеджмент {asset management, или AM). Каждый из них, соответственно, означает следующее: управление инфраструктурой, управление зданием, управление собственностью и управление активами.
В развитых странах конкурентным преимуществом является не количество сервисных услуг, а грамотное построение всего процесса, задача которого оптимизировать управление зданием: от затрат на коммунальные расходы, до автоматизации всех процессов. То есть сократить расходы как в денежном эквиваленте, так и затраты человеческого ресурса.
Для Украины фасилити это вопрос будущего. Нужно просвещать, информировать рынок о такой услуге, рассказывать преимущества, которые получит заказчик, работая с фасилити компанией.
Вчерашний подход «бабушка-уборщица – дешево», это анахронизм, который уже не жизнеспособен в современных реалиях. И если компания хочет сфокусироваться на своем бизнесе, работать в комфорте, — она выбирает надежного партнера, который все заботы по обеспечению и порядку в офисе возьмет на себя.